Военное кладбище в Минске
История Военного кладбища в Минске
Военное кладбище – один из старейших сохранившихся некрополей города. Первые упоминания о нём датируются серединой XIX века. В то время оно находилось на самой окраине Минска и предназначалось для тех, кто умер в военном госпитале, к которому относилось кладбище.
Кладбище у госпиталя
Изначально предполагалось, что хоронить на нём будут умерших в госпитале Минского гарнизона в мирное время. Сам объект находился на улице Госпитальной. При этом предполагалось, что относиться усопшие будут к христианской вере. Но вскоре там начали хоронить вне зависимости от вероисповедования и даже – вне зависимости от гражданства и вида деятельности. Хоронили не только подданных Российской Империи и стран-союзников в войнах, но также офицеров и солдат вражеских армий. В результате кладбище довольно скоро стало переполненным, и в 1895 году его было решено закрыть для захоронений.
То военное кладбище, которое мы знаем сегодня, было открыто рядом с улицей Госпитальной 2 июня 1895 года. Примерно в те же дни началось строительство часовни, которая в процессе реализации проекта стала Александро-Невской церковью. Святыню возвели в честь погибших русских солдат под Плевной во времена русско-турецких войн.
Интересно, что аллеями кладбище крестообразно делилось на 4 сектора. В двух четвертях хоронили артиллеристов и представителей разных видов войск, а в двух оставшихся – пехотинцев. В разгар русско-турецких кампаний и Первой мировой войны некрополь заполнялся слишком быстро, поэтому павших приходилось хоронить ещё и на Братском воинском кладбище. Однако Военный некрополь считался более престижным, и офицерский состав предпочитали хоронить именно здесь.
Судьба кладбища после прихода Советской власти
После революции 1917 года некрополь отошёл в собственность городских властей, и хоронить на нём стали не только военных, но и представителей политической, спортивной и культурных элит. Так, например, к захоронениям того времени относятся могилы оперного певца Арсения Дионисовича Арсенко, Якуба Коласа, Кузьмы Чорного, Янки Купалы, Александра Червякова и других. Интересно, что именно на Военном некрополе были перезахоронены останки террориста-революционера Ивана Пулихова, казнённого в возрасте 26 лет за покушение на губернатора Курлова.
Одним из самых драматичных надгробий считается обелиск 1946 года. На нём написаны имена погибших подростков (15–19 лет), которые погибли в пожаре во время новогоднего бала-маскарада в Клубе НКВД. Тогда в здании находились только избранная молодёжь, которой повезло попасть внутрь по пригласительным: дети чиновников, партийные активисты, отличники учёбы.
Внезапно загорелась ёлка – и через несколько минут всё здание пылало. Сгоревших заживо похоронили вместе, в двух закрытых цинковых гробах. Те, кто погиб из-за падения с высоты или ран в больнице – захоронены отдельно. Всего по неофициальным данным в ту ночь погибло несколько сотен молодых людей.
В 50-ых годах XX столетия некрополь оказался переполнен, властями было принято решение о его закрытии. Реконструкции проводятся здесь регулярно. Одними из последних стали работы в 2018 году, в результате которой вид Военного кладбища был сильно изменён.
Однако какие бы перемены не происходили, старинная церковь, возведённая ещё при Императорской власти, стоит и поныне. У советских боссов рука на святыню не поднялась. Историки выдвигают предположение, что это единственная православная святыня в городе, которая дошла до наших дней в том виде, в котором её построили изначально.
Для старожилов храм Святого благоверного Александра Невского – священное место, с которым связано много легенд. Одна из них рассказывает, что в годы Великой Отечественной войны во время бомбёжки Минска купол церкви пробила бомба. Она упала прямо посередине рядом с иконой Николая Угодника – и не взорвалась. Храм уцелел и сегодня продолжает работать, собирая верующих на молитву.