Vanitas: Смерть и мыльные пузыри
Живопись эпохи барокко. Жанр Vanitas
Искусство Средневековья впечатляет современников своей необычностью. На гравюрах и росписях того времени можно обнаружить чудные растения и fantastические создания, причудливые позы, даже сцены, которые сегодня напомнили бы интернет-мемы. Особый интерес вызывает образ Смерти, выпускающей мыльные пузыри — сюжет, ставший основой жанра Vanitas.
Название «Vanitas» произошло от латинского vanus, что означает «пустой, эфемерный». В произведениях искусства мыльные пузыри символизируют хрупкость, эфемерность и непрочность жизни. Один из наиболее наглядных примеров — лепнина в бамбергском Храме Гроба Господня (Германия): изображён скелет в одеянии, выводящий пузыри из трубочки.
Этот образ был широко распространён как в Средневековье, так и в эпоху Возрождения и барокко — он появлялся и в архитектуре, и в натюрмортах. На старинных гравюрах можно встретить как саму Смерть, выпускающую пузыри, так и ангелов, которые делают это вместе с ней. К жанру Vanitas нередко причисляют сцены с черепами, а также изображения ангелов, взаимодействующих с этими символами бренности.
Почему именно пузыри? Потому что они отражали идею мимолётности земных наслаждений: богатства, роскоши, тщеславия — всё это приходяще и пусто, как мыльный пузырь. Нидерландский философ Эразм в своём сборнике так и сравнивал человека с пузырем — намёк на то, что жизнь каждого из нас непрочна и может «лопнуть» в любой момент.