Vanitas: Смерть и мыльные пузыри
Живопись эпохи барокко. Жанр Vanitas
Искусство Средневековья поражает умы современных людей своей необычностью. Чего только не увидишь на средневековых изображениях: диковинные растения и животные, люди в немыслимых позах, фантастические сцены, ставшие уже в современном мире «Интернет-мемами». Привлекает внимание и интересный сюжет: Смерть, пускающая мыльные пузыри. Такое изображение весьма популярно в средневековом искусстве и выделяется в особый жанр — «Vanitas».
Название происходит от латинского слова «vanus», что означает «пустой, бренный». Мыльные пузыри здесь являются символом хрупкости бытия, неустойчивости, мимолётности жизни. Ярким представителем жанра является старинная лепнина в немецком Храме Гроба Господня города Бамберг. На ней изображена Смерть в виде скелета в одеянии, пускающая через трубочку мыльные пузыри. Такой необычный сюжет был очень популярен как в средневековом искусстве, так и в более поздних периодах: его использовали не только в архитектуре Возрождения, но даже в натюрмортах стиля барокко. На средневековых гравюрах можно увидеть и саму Смерть, пускающую мыльные пузыри, и ангелов, занимающихся тем же. Также к жанру Vanitas относят изображения человеческих черепов и ангелов, находящихся в различном взаимодействии с ними.
Почему мыльные пузыри? Как сказано выше — они рассматривались как символ мимолётности, относящейся к земным удовольствиям. Роскошь, богатство, тщеславие — всё это приходящее и уходящее, пустое, эфемерное, как мыльный пузырь. В своём сборнике средневековый нидерландский философ Эразм даже сравнил человека с мыльным пузырём. В этом есть свой резон: ведь, если вдуматься, жизнь буквально каждого человека действительно хрупкая, как мыльный пузырь, который может лопнуть в любой момент.