Транзи в ритуальной сфере: что это такое?
Скульптурные надгробия транзи
Ещё с древности память об ушедших в мир иной людях пытались увековечить. Чаще всего у наших предков это были курганы и валуны, родовые усыпальницы и склепы, многие из которых, сохранившиеся до сих пор, представляют историко-культурную ценность. Но в ритуальной практике прошлого немного особняком стоят так называемые транзи, которые со стороны выглядят несколько жутковато и пугающе, а всё потому, что представляют собой разложившийся труп, который изъеден червями и покрытый остатками кожи. Каково же происхождение этих необычных и очень оригинальных надгробий?
До сих пор нет единого мнения о том, каково же было предназначение транзи. Так, одни исследователи считают, что такое устрашающее надгробие в виде разложившегося трупа должно было напомнить ныне живущим о смерти, о бренности бытия. Другие же исследователи полагают, что с помощью транзи люди исследовали изменения, происходившие с телом человека после смерти. И в этом помогало искусство, пусть и такое порой шокирующее.
К слову, первые транзи были очень похожими друг на друга: обтянутый кожей скелет или труп, завёрнутый в ветхий саван. Сейчас это может шокировать, но некоторые транзи представляли собой труп, у которого наружу вываливались внутренности.
С течением времени (с 14 по 17 века) культура транзи распространилась во многих странах Западной Европы и стала приобретать какие-то свои особенности для того или иного региона. Например, у немцев трупы находились в окружении жаб и змей, у французов на трупах было много червей. Однако с течением времени идея транзи трансформировалась: надгробия стали представлять обычных людей, без шокирующих анатомических подробностей.
Кстати, раньше были популярны и так называемые парные транзи, когда рядом изображалось сразу два человека: живой и он же мёртвый. У французов живой мог стоять на коленях перед мёртвым, а у англичан и живой, и мёртвый могли держаться за руки.