Теремок — надмогильные сооружения
«Домик мёртвых» в Могилёвской области
Удивительный памятник дохристианской культуры сохранился на кладбище Кличевского района. Захоронение не похоже ни на один из ритуальных комплексов – оно представляет собой избушку с круглым окошком.
Строить дома для покойников славяне начали ещё в древности, до крещения Руси. Интересно, что этот обычай просуществовал в деревнях довольно долго. Например, «теремок» в Борках был создан в 1939 году, чтобы оформить могилу местного жителя Кузьмы Цмыга.
До сих пор на могилу приезжают его потомки, чтобы почтить память предка. По традиции, дважды в год – весной и осенью в дни поминовения – в круглое окошко все навещающие бросают конфеты и фрукты, чтобы «накормить родителя».
Кормление «родителей» (как назывались души предков у славян) восходит корнями к язычеству. В те времена верили, что даже на том свете людям нужно выполнять все те же действия, которые совершались при жизни: мыться, стричься, менять одежду, питаться. Однако делали это мёртвые не каждый день, а по определённым датам – и живые, чтобы заручиться поддержкой и выразить уважение, должны были как следует подготовиться к ритуалам.
От того, насколько довольны будут родители, зависело процветание или упадок всей деревни. Поэтому к кормлению каждый относился очень серьёзно. А жилище покойникам строили на совесть – ведь оно становилось домом до конца времён. Небрежное отношение и экономия на материалах, желание закончить работу поскорее порицались – соседи ещё долго вспоминали и дразнили за это.
Интересно, что именно ритуальные теремки, по мнению фольклористов, стали прообразом избушки на курьих ножках. И Баба Яга, неживое, потустороннее существо обитала в жилище, в котором не было места живому человеку.
Впоследствии, когда христианство получило всё больше сторонников, обычай строить ритуальные дома постепенно сходил на нет. Но ещё долго над православными крестами люди размещали «крышу» – наподобие той, которой были украшены жилища мёртвых в языческие времена.