Православные передвижные храмы
Передвижные церкви
Не у всех есть возможность посетить церковь, например, если её попросту нет. Для этого существуют передвижные храмы: в них проводят богослужения и обряды. Передвижные церкви могут быть на колесах, плавучие, воздушные.
Первые такие церкви появились в 18 веке в малонаселённых районах Российской империи и были, само собой, на гужевой тяге. А в 1910-м году на Волге появилась первая плавучая церковь. Ей стал английский пароход-буксир «Пират», который переоборудовали под плавучий храм с подачи мещанина Янкова. Примечательно, что плавучие церкви на базе буксиров и барж возродились уже в современной России на той же Волге и на Дону в конце 90-х. Сегодня такая церковь есть на реке Обь, Лена и других сибирских водоёмах, а у моряков Тихоокеанского флота на далёкой Камчатке есть собственный подводный храм. Его главной особенностью является то, что там не зажигают свечей (из-за техники безопасности).
Само собой передвижение церквей не могло ограничиться повозками или плавсредствами. С появлением в России железных дорог, появились и первые церкви-вагоны. В конце 19-го века такие вагоны появились на многих железных дорогах тогда Российской империи: от Мурманска до Сибири, а также на территории современной Беларуси — на Полесских железных дорогах. Сегодня передвижные храмы-вагоны работают на многих железных дорогах постсоветского пространства.
Существуют также передвижные церкви на базе автомобилей, например, автомобильных и троллейбусных прицепов, ЗИЛа-131, Камаза. На базе последнего создан передвижной храм для нужд российской армии. Также сегодня существуют передвижные церкви в арендованных самолётах, вертолётах и даже десантируемые мобильные храмы.
Передвижные храмы существуют не только в православии, но и в других религиозных конфессиях, например, в протестантизме.