Похоронные бани на Руси: зачем русские «парили» покойников?
Баня для…усопшего — истоки необычной ритуальной традиции
Продолжительное время многие ритуальные обряды у славян были тесно связаны с баней. Ещё во времена Киевской Руси баня считалась этаким сакральным местом, то есть границей, отделяющей мир живых и мир мёртвых. Поэтому усопших обмывали ещё задолго до прихода на эти земли христианства. Но у славян были и другие ритуальные традиции, связанные с баней.
Так, если в доме умирали, сразу же топилась баня. Близкие покойного отворяли двери, зазывая его душу попариться напоследок. Двери бани были открыты ещё очень долго, так как считалось, что усопший может прийти не один, а в сопровождении других душ.
Для покойного в углу было отложено мыло, а также веник. Пока родные покойного парились, они должны были брызгать в угол водой, так как считалось, что там находится умерший. Но добавлять пара было нельзя — можно было ошпарить покойного. К слову, баня не топилась, если в семье умирал ребёнок или же рождался мёртвым. Гроб нужно было обязательно пронести возле бани и остановиться: считалось, что так покойный с ней прощается.
Как только близкие и знакомые покойного возвращались с кладбища, баня снова топилась. Прежде чем сесть за стол, нужно было попариться, чтобы, так сказать, смыть с себя весь негатив. После процедуры очищения люди надевали на себя лучшие одежды и шли на поминки, которые проходили в доме покойного.
Баня топилась и в дни поминовения усопших. Например, на сороковины. Считалось, что до сорокового дня душа всё ещё находится среди живых. И на прощание её в последний раз купали. Снова в бане. С веником, мылом, полотенцем. К слову, теперь вместо покойного в бане парился один из членов семьи, который якобы олицетворял собой его душу.
Также топили баню и на церковные праздники, хоть церковь этот обряд не особо поощряла. Но данная оригинальная традиция продержалась вплоть до революции.