Почему не всегда нетленность тела означает святость?
Почему некоторые тела остаются нетленными?
Бывает и такое: спустя долгий период времени находят тело, которое практически не разложилось. Некоторые пытаются сделать поспешные выводы о том, что это напрямую связано со святостью усопшего. Однако зачастую это не совсем так.
Когда тело человека практически не разложилось, это не всегда тождественно тому, что он был праведником и вёл безгрешную жизнь. Вообще, разложение тела напрямую связано с тем, как на него повлияла окружающая среда. Считается, что процесс разложения «запускают» бактерии. Однако есть места, где их просто-напросто нет. Взять, к примеру, тела альпинистов, которые покоряли горные вершины, например, Эверест, но по разным причинам расстались с жизнью. Бактерии на таких высотах не живут: там для них слишком сухо. Поэтому тело скончавшегося альпиниста в таких условиях будет мумифицировано (на это нужно время). Это же касается и тех, кто похоронен в вечной мерзлоте либо в катакомбах: холодные подвалы на большой глубине, где нет пыли и всегда темно, тоже способствуют «хорошему» сохранению тела.
Не все тела, которые остались нетленными, можно причислить к лику святых. Например, в 1977 году в одном испанском городе был вскрыт семейный склеп, где было обнаружено тело ребёнка, которое осталось нетленным. Естественно, жители городка ходатайствовали о причислении усопшего к лику святых, но им было отказано. Ответ прост: одна только нетленность признаком святости не является. Для этого нужны и другие факторы, которые бы влияли на процесс канонизации. Например, свечение возле места захоронения или же чудесное исцеление, если человек прикоснётся к мощам. Но чаще всего Церковь обращает внимание на жизнь человека, в которой должно найтись место духовным подвигам.
К слову, если тело истлело, и от него остались только кости, человека всё равно можно причислить к лику святых, другими словами, канонизировать, если он вёл праведную жизнь.