Мифология смерти в Океании
Мифология народов Океании
У народностей и племён Океании и Тихоокеанского региона существует своё представление об устройстве мира и жизненного цикла, сложное и разнообразное. Оно формировалось на протяжении многих веков на каждом из островов. Некоторые представления похожи и даже одинаковы для разных групп островов, а некоторые характерны только для одного конкретного острова. Это касается и отношения жителей Океании к смерти.
Например, на Новых Гебридах (регион Меланезии, сейчас — Республика Вануату) было поверье, что души могут умереть 2-3 раза и только потом умрут окончательно. Также считалось, что духи предков существуют до тех пор, пока о них помнят живые и приносят им жертвы — подарки.
Мифология полинезийцев сложнее. Здесь мир мёртвых называется По. Он представляется сплошным хаосом, подземным миром, где царят духи умерших, где постепенно погибают. Хозяином По является Миру. Не все духи могут погибнуть в По: умершие вожди или герои отправляются в Пулоту — западный край По (мифология западной Полинезии) или в Гаваики — прародина всех полинезийцев (мифология восточной Полинезии). Более того, вождей здесь хоронили, исполняя сложные обряды и помещая в особых усыпальницах, а простых людей — без них, в земле или на деревьях.
У маори (коренного народа Новой Зеландии) богиню смерти и ночи, правительницу подземного мира звали Хине-нуи-те-по. Именно она по легендам сделала цвет заката красным и создала насекомых. Примечательно, что маори практиковали ритуальный каннибализм. Каннибалами были и несколько богов из маорийского пантеона.
У коренных народов Новой Гвинеи (папуасов) видное место занимает культ предков и особое отношение к черепам мёртвых. Например, на северо-востоке новогвинейского региона существуют корвары, которые представляют собой деревянные фигуры предков, но со вставленными в них настоящими черепами. Черепа также хранят в святилищах.