Мифология смерти у коренных народов Южной Америки
Мифология народов Южной Америки
Тема смерти является одной из главных в мифологии любой культуры. Каждый этнос воображал, что бессмертие — это удел высших сил и пытался понять, почему человек не отличается таким совершенством. Своё видение этой области человеческого бытия было и у коренных народов Южной Америки.
Южно-центральная часть континента: Парагвай и некоторые части прилегающих районов Аргентины, Бразилии и Боливии — место обитания народа гуарани, мифы и легенды которых появляются и в наше время. Как и большинство индейцев, гуарани верили в духов и богов. За смерть у них отвечал демон Луисон, впитавший в себя характеристики европейских оборотней и дьявольских псов. Если страшный и зловонный Луисон, покровитель смерти и дух ночи, своим холодом дотронется до человека, то дни последнего сочтены.
У инков, занимавших в своё время территорию от Колумбии до Чили, богом смерти был Супай (в переводе — «тень»), который руководил демонами в подземной мире — Уку Пача. Там обитали мёртвые, а также не рождённые и некоторые боги, инки не верили в реинкарнацию и считали, что после смерти «жизнь» продолжается здесь. Инки считали, что Уку Пача находится под водой и землёй, поэтому пещеры и разломы земли назывались входами в царство мёртвых. Также инки верили, что нахождение в Уку Пача схоже с состоянием эйфории и беспечности от психоделических веществ. К слову, Супай мог быть благосклонен к некоторым людям и не забирал их в своё царство раньше времени.
В чилийской мифологии можно встретить Брукса — вампиров, в которых после смерти превращались женщины, занимавшиеся колдовством. Воплощением дьявола на острове Пасхи были Татане — духи в виде скелетов.
У каждого даже самого маленького народа или племени существовали свои духи, боги и верования, касающиеся смерти, большинство из которых всё же копируют друг друга, отличаясь лишь названиями.