Мемориальный комплекс «Остров слёз»
«Остров слёз» в Минске
Среди памятных мест белорусской столицы есть одно, мимо которого не пройдёшь. Это всем уже известный «Остров Скорби и Мужества» или, как его ещё называют, «Остров слёз» на Немиге. Построенный на искусственном острове, этот мемориал погибшим на Афганской войне стал символом никогда не заживающих душевных ран. Ежегодно 15 февраля в День памяти воинов-интернационалистов сюда приходят сотни людей: участники тех боевых действий, которым посчастливилось выжить, родственники погибших, до сих пор неутешные матери и жены и просто неравнодушные люди.
Сегодня об этой войне существуют разные мнения. Но факт остаётся фактом: в ходе того военного конфликта погибли 790 белорусов, 12 пропали без вести и так и не вернулись домой, а остались инвалидами более 700 человек. В память об этом создали этот мемориал, строительство которого продолжалось с 1988 по 1996 год.
Расположен мемориал в центре так называемого Старого Минска — в районе Немига, около Троицкого предместья на реке Свислочь, которая протекает через весь город. Его можно увидеть издали, например, с моста, и открывшийся вид тронет за душу даже самого сухого человека. Мемориал представляет собой остров, соединённый с берегом Горбатым мостом. У моста расположена икона Богоматери из бронзы внутри камня и проникновенный текст на белорусском языке. В центре острова стоит часовня в виде храма Ефросиньи Полоцкой 12-го века, основанием которой являются скульптуры скорбящих женщин, некоторые из них — с детьми на руках. Внутри часовни расположены библейские сюжеты и рубин, который при подсветке символизирует кровь, пролитую солдатами.
Недалеко от часовни стоит бронзовый мальчик-ангел, обнажённый, с крыльями, плачущий. Стоит он на краю огромного валуна, в середине которого высечена «чаша», где скапливается вода. Плачущий ангел — символ скорби по всем погибшим, неутихающей душевной боли у тех, кто выжил.
Глядя на этот мемориал, ощущая атмосферу потери и скорби, сразу приходят на ум слова, высеченные здесь же, на камне: «Чтобы зла не было ни на своей, ни на чужой земле…»