Конный катафалк: история ритуального транспорта
Конные катафалки: экскурс в историю
Сейчас под словом «катафалк» подразумевается специально оборудованные автомобили, которые доставляют тело покойного к месту назначения. Однако раньше всё было немного по-другому. Ещё до того, как было изобретено колесо, тело покойного к месту захоронения доставляли разными способами. Причём не без помощи лошадей. Например, на Руси усопшего несли на кладбище в гробу прямо на руках. Также сосновый гроб везли на санях-волокушах с помощью лошади. А тело великого полководца Александра Македонского транспортировалось на огромной колеснице с сотней лошадей!
До эпохи Средневековья представители знати устраивали пышные похороны с носилками, на которые устанавливали постамент и гроб. Однако ближе к Средним векам носилки были вытеснены конными катафалками, которые могли себе позволить и менее зажиточные люди. В зависимости от уровня достатка такие конные повозки или кареты-катафалки украшались позолотой, резными элементами и даже стихотворениями-эпитафиями, которые посвящались ушедшему в мир иной человеку. Они действительно отличались помпезной отделкой как внутри, так и снаружи. Зачастую конные катафалки напоминали саркофаги и даже целые соборы, которые были поставлены на колёса и перевозились лошадьми, тоже украшенными венками, цветами и ленточками. Несмотря на всю эту роскошь, цвет конного катафалка всегда оставался чёрным.
Но с началом автомобильной эры катафалки стали меняться, плавно переходя от лошадей к моторам. Однако продолжительное время велась негласная борьба между поклонниками конных и автомобильных катафалков. Первые полагали, что автомобиль едет слишком быстро и издаёт шум, что тревожит покойного. Также трудности создавали и «технические» моменты, когда въезд на кладбища был сделан под конный катафалк, а не под автомобиль. Но прогресс не стоял на месте, поэтому во всём мире на автокатафалки перешли уже к 1910 году. К слову, они унаследовали дизайн конных повозок, потому что делали их одни и те же мастера.