История возникновения памятников на могилу
Главное предназначение памятников, заключается в сохранении памяти об усопшем человеке. С древних времен надмогильные сооружения встречались повсеместно.
Предки из каменного века были озадачены не только захоронением тела, но и проблемой уберечь его от животных. Человек разумный нашёл решение - на могиле размещали большой камень, очень тяжёлый и не подъемный. С тех самых пор, зародилась история воздвижения памятников и надгробий на могилах.
С появлением различных религий и духовных течений (эпоха палеолита), у процесса захоронения появилось культовое значение. Это напрямую влияло на способы захоронения и почитание памяти умершего. Первые находки надгробных сооружений, датируемые в 130 тыс. лет, принадлежали неандертальцам в городе Крапина, Хорватия.
Мегалиты
Полноценные надгробия - мегалиты, датируются в 3 - 4 тыс. лед до н.э. на европейской территории современности. Мегалиты - это структурированное сооружение из каменных глыб. Такие архитектурные надгробные конструкции являлись культовыми.
Размеры мегалитов имели различные параметры. Аккуратные дольмены, египетские пирамиды, Микенские цитадели (о. Крит). Погребальные сооружения несли также и церемониальное значение. Часто становились местами святынь, обрядовыми площадками.
Курган - представляет собой насыпь из земли над местом погребения. Впервые курганы были созданы в эпоху энеолита (4 тыс. лет до н. э.). Такие мегалитические конструкции встречаются как на равнинной степной местности, также на других рельефах и континентах. В Австралии и Антарктиде курганы не зафиксированы. Для Северной Америки характерны - маунды. Для Европы - каирны (насыпь из камней в форме конуса). В Беларуси - туры.
Античность
Эпоха Античности (8 - 9 тыс. лет до н.э.), также представлена надгробными памятниками. Каменные плиты, после специальной обработки, выстраивались в виде стелл. На её поверхность наносилось изображение усопшего и поминальное изречение в стихах. На место захоронения также устанавливали статую или композицию из скульптур, символизирующих жизнь умершего.
Внешний вид памятников во многом зависел от принадлежности умершего той или иной касте, социального сословия. Античный Рим и Древняя Греция славились шедевральностью искусства из камня, памятники для знати и императоров представляли собой символ античности.
В Древнем Китае на надгробие наносили имя умершего. В дальнейшем этот обычай превратился в технику сооружения мемориальных стен. Всемирно известная - Великая Китайская Стена.
Памятники Христианства
Христианство в России и Европе, пришедшее в эпоху Средневековья, привнесло свои способы захоронения и поминовения усопшего. Воздвижение креста на место захоронения, это главный признак христианских обычаев.
Первый крест датирован эпохой правления княжны Ольги. Деревянные кресты служили ориентирами на дорогах. От природных явлений их защищали установкой своего рода крыши из двух досок.
Могильный крест воздвигался как отдельный элемент. Либо, его изображение вырезали или гравировали на стелле. Особенность католических крестов - традиционный по форме состоящий из двух перекладин. Православные кресты представляли собой восьмиконечную конструкцию.
Гробницы, мавзолеи и усыпальницы, были уготованы лишь для дворян и знати. Позднее, появилась традиция воздвижения храмов: часовня, собор и хозяйственные постройки. Храмы имели культовое и мемориальное значение.
Возрождение
14 век знаменовался эпохой Ренессанса. Андреа Палладио и Микеланджело Буонарроти, мировые архитекторы и скульптуры, чьё искусство также отражает тему смерти. На Руси было особое понятие о смерти, вера в загробный мир. Эти особенности восприятия смерти отражались на надгробных сооружениях, особых техниках скульптур.
Память о влиятельных личностях (религиозные, политические, военные деятели) была удостоена созданием триумфальных арок.
Песчаник, сланец и мрамор - эти натуральные камни использовались для создания памятников. Гранитные сооружения строились реже, ввиду их высокой цены. Памятники из чугуна, меди и бронзы характерны для территорий с развитой промышленностью.
Образы и мотивы на античные темы у надгробий не нуждались в словесных изречениях. Памятные композиции, созданные вручную мастерами, были представлены в виде художественных элементов - ангелов, цветов и драпировках.
История современности
Викторианская эпоха (конец 18 в. - начало 19 в.), внесла обычаи и основу в мемориальную культуру. По окраинам современных городских поселений расположены памятные парки, кладбища. Мраморные и гранитные надгробия можно встретить повсеместно. Места захоронений имеют свою территориальную принадлежность. Архитектура мемориалов и памятников - это своего рода отдельное направление в области искусства.
В настоящее время, место погребения оформлено оградой. Сооружение надгробий - это отдельное направление в похоронной сфере.
История создания памятников берёт свои истоки с древних времён. В каменном надгробии выражена горечь утраты и дань уважения об умершем.