Еврейские мацевы Беларуси: что это такое?
Еврейское наследие в Беларуси
Когда речь заходит о еврейских некрополях Беларуси, чаще всего всплывает такое понятие, как мацевы. Другими словами, это стелы либо камни, на которых размещаются данные о покойном, сделанные на иврите. Но зачастую на мацевах можно обнаружить и лаконичные эпитафии. Так, если раньше на мацеву наносилось только имя человека и основные даты его жизни, то затем, в 19 столетии, приветствовались более расширенные эпитафии, порой даже очень поэтичные.
А вообще мацева (иногда можно встретить такие названия, как маццеба, маццева) в переводе с древнейшего еврейского языка означает «воздвигнутое», то есть это могильный памятник в виде стоячего камня, который можно встретить на могилах, где евреи обрели вечный покой.
Если говорить о внешнем виде мацев, встречающихся в Беларуси, то это стела, которая имеет высоту одного метра, толщину 0,2 метра и ширину 0,5 метров. Как правило, такой памятник обрабатывается только с титульной стороны, но не с обратной. С 16-го века существует обычай ставить мацеву по истечении одного года после погребения. Собственно, эта традиция и роднит иудаизм с христианством. С древних времён считалось, что мацевы находятся в теснейшей мистической связи с душой покойного и способствуют её очищению.
В Беларуси тоже есть древние мацевы. Но, в сравнении с некрополями Варшавы или Праги, выглядят они достаточно скромно. Почему? Ответ прост: на это влияла и бедность этих мест, и отсутствие известняка, из которого были сделаны мацевы той же Польши, которые украшала изящная резьба. На территории Беларуси использовали гранит, с которым было сложно работать.
Самыми популярными белорусскими мацевами, сохранившимся до наших времён, по праву считаются деревянные мацевы кладбища 16-го века, находящиеся в деревне Ленин Житковичского района.