Еда на поминках

12.03.2020 119066 просмотров

Зачем мы приносим еду на кладбище: корни обычаев

Обычай щедро накрывать поминальный стол и брать еду на кладбище интересен своими древними корнями. Тысячи лет так поступают славяне, несмотря на неодобрение церкви. Что стоит за этими привычными действиями и что об этом говорит традиционная религия?

Почему мы едим на поминках и могилах?

С точки зрения специалистов, изучающих фольклор, еда на поминках и могилах имеет древнюю историю, а укоренившиеся традиции и выбор блюд не случайны. К слову, многое из дошедших до наших дней считалок, потешек и песенок имеет ритуальную базу. Например, известные всем «Ладушки»:

«Ладушки, ладушки, где были? У бабушки.
Что ели? – кашку,
Что пили? – бражку»

Это – поминальная история, завёрнутая в рифму. Брага и каша считалась ключевыми блюдами в траурном меню. Еда у славян ритуальна. Например, кутья, имеет свою символику. Из чего готовится каша? Из зёрен. А кто в мире живых питается зёрнами? Птицы. И связь пернатых с покойником не случайна.

В древности наши предки верили, что после 40 дней душа умершего может возвращаться в мир живых в образе птицы.  Отсюда обычай, сохранившийся до сих пор в некоторых деревнях, раз в год затапливать печь и насыпать дорожку из зерна, чтобы предки могли помыться. Ритуал проходил ночью, и всем живым строго-настрого запрещалось до утра подходить к этой бане. Считалось, что рассердившись, предки могут утянуть с собой в мир мёртвых.

Также само зерно имело свою символику – перерождения. Съев блюдо из злаков, мёртвые «прорастали» и возрождались к новой жизни. Так, поставив на стол кашу, родственники умершего заботились о том, чтобы он скорее вернулся в мир живых.

Алкоголь на поминках

Для наших предков алкоголь не считался запретным, а входил в обязательную поминальную программу. Это так плотно засело в людском сознании, что вытравить обычай не смогли тысячи лет христианства.

Считалось, что на поминках души усопших находятся рядом с живыми. Поэтому до сих пор на многих поминальных застольях часто не подают ножи и вилки: чтобы случайно не поранить почившего родственника.

По поверьям, в нашем мире умершим очень мучает жажда. Поэтому обильное питье в помещении было не только для живых, но и для мёртвых, которым его ставили отдельно, чтобы не отпугнуть человеческим запахом. В сказках нежить не просто так жалуется: «Русским духом пахнет». Для покойников наш запах невыносим, и, чтобы не оскорбить душу усопшего, чашу для него ставили отдельно. Так предки заботились о том, чтобы он смог напиться.

В представлении древних славян хоть души покойников и приходили в мир живых, но не могли объединиться. Поэтому на поминках не чокаются, то есть символически не объединяют чаши пирующих в одну: преграда между мирами остаётся непреодолимой, и, покинув этот свет, душа больше не могла воссоединиться с людьми.

Что говорит церковь?

еда на поминки

Как католические, так и православные конфессии единодушны: еда на кладбище это отголоски языческого прошлого. Физическая оболочка человека прекратила своё существование, поэтому пища человеку больше не нужна. Гораздо важнее родственникам, с точки зрения религии, думать не о поминальном столе, а о молитвах, чтобы помочь душе близкого человека оставить этот мир в спокойствии.

Обратите внимание: сложно найти еду, крашеные яйца или стакан, накрытый хлебом, на могилах священнослужителей. Дело в том, что их хоронят рядом с церквями, где обряд «кормления покойника» не приветствуется категорически. Коллеги усопшего ухаживают за могилами, но не приносят на них еду из уважения ко взглядам, которых придерживался человек при жизни.

Однако даже в церкви есть священники, придерживающиеся либеральных взглядов. Они считают, что ставить еду и отмечать поминки не нужно, но, если семье умершего так будет легче переносить утрату, запрещать обряд нельзя. Поэтому для себя каждый волен решать сам, как прощаться: по христианским, языческим или объединённым канонам.